Министерство просвещения Российской Федерации



Федеральный портал "Российское образование"
   
   
Единый календарь событий 2018


Наставничество

Региональный ресурс по развитию системы наставничества в образовательных организациях Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях

ПИСЬМО Минпросвещения от 21.12.21 № АЗ-1128/08

РАСПОРЯЖЕНИЕ Минпросвещения России от 31.12. 2019 года № 3273-р "Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста" (с изменениями на 20 августа 2021 года)

РАСПОРЯЖЕНИЕ Комитета по образованию от 30.03. 2022 года № 623-р "Об утверждении Положения о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга

ПОЛОЖЕНИЕ о системе наставничества педагогических работников ГБУ ДО ДТ "Измайловский"

2024–2025

В Доме творчества «Измайловский» стартовал фестиваль педагогических практик «Наставничество – путь к успеху!».

Экспертная группа определит лучшего наставника и лучшую пару «наставник – наставляемый» по следующим критериям:

  • соответствие содержания мероприятия актуальным задачам в сфере дополнительного образования детей;
  • творческое использование передового педагогического опыта; 
  • использование современных образовательных технологий, оригинальных методик;
  • степень взаимодействия наставника и наставляемого при подготовке и проведении мероприятия.


Два открытых занятия прошло 16 апреля в Доме творчества «Измайловский» в рамках Фестиваля педагогических практик «Наставничество – путь к успеху».

Первое занятие – практикум "Работа с архивными материалами периода Великой Отечественной войны", подготовленный педагогом-наставляемым Е.С. Глибиной и педагогом-наставником Е.В. Жученко Занятие проходило в Доме Плеханова Российской национальной библиотеки. Ребятам рассказали о работе архива, расположенного в Доме Плеханова, а библиотекарь З.Г. Крейцер ответила на вопросы об особенностях работы с архивными документами. После этого учащихся познакомили с биографией участника Великой Отечественной войны, кавалера трёх боевых орденов и четырёх медалей, историка С.С. Волка. Детям было предложено попробовать себя в исследователей, изучив дневник С.С. Волка, написанный во время Берлинской операции, и архивные письма 1945 г., адресованные С.С. Волку в апреле-мае 1945 года.Участники практикума с большим интересом проанализировали доставшиеся им документы, а затем рассказали, что их впечатлило в этих письмах больше всего, и вспомнили, какие документы участников Великой Отечественной войны хранятся в их семьях.

Второе занятие – творческая лаборатория "Талант, помноженный на мужество, в силе человеческого духа". Занятие было посвящено артистам советского цирка в годы Великой Отечественной войны. При помощи своего наставника Л.Л. Шайхиевой педагог дополнительного образования П.А. Ганюшкина познакомила детей с с историей нескольких выдающихся цирковых артистов, воевавших на полях сражений и поддерживавших боевой дух в блокадном Ленинграде, рассказала о роли цирковых животных на войне и т.д. Приглашенные гости - артисты цирка - рассказали детям о своих родственниках в годы Великой Отечественной войны.


15 апреля в Доме творчества «Измайловский» в рамках Фестиваля педагогических практик «Наставничество – путь к успеху» прошло два открытых занятия.

Первое – квиз «Поезд Победы», подготовленный педагогами-наставляемыми Е.А. Васильевой и М.А. Кучальской, а также педагогами-наставниками Т.Н. Дементьевой и И.Я. Кудлис. Две команды – Медиацентра и школы № 306 – отправились в интерактивное путешествие на «Поезде Победы» по станциям, каждая из которых рассказывала о подвигах и труде людей в годы Великой Отечественной войны. Ребята в рамках мероприятия отвечали на каждой станции отвечали на вопросы о литературных и музыкальных произведениях, созданных в годы Великой Отечественной войны, военной технике, научных открытиях.

Второе занятие – Урок памяти «Блокадные шахматы» (наставником выступила О.М. Стяжкина, наставляемым был М.Н. Свердлов). Участники мероприятия вспоминали о героизме и мужестве советского народа в годы Великой Отечественной войны, рассматривали фотографии блокадного Ленинграда, узнали интересную информацию о шахматистах и турнирах, которые проводились в годы войны. Учащиеся под руководством педагога изготовили шахматы из бумаги – такие же, как в блокадном городе. Завершилось занятие товарищеским турниром, посвященным Победе в Великой Отечественной войне.


10 апреля педагоги этнокультурного центра «Китежград» Т.А. Рейма и П.В. Шалыгин представили вниманию экспертов открытое мероприятие «Каждый за делом, а праздник между делом: мужское и женское на войне и в миру». Яркие русские народные костюмы погрузили всех участников мероприятия в атмосферу исторического эпоса. Особое внимание было уделено роли мужчин и женщин в обществе в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Продемонстрированные кадры мирной жизни российской глубинки и, на контрасте с ними, кадры разрушенных войной деревень помогли участникам осознать не только ужас внезапных страшных перемен в укладе русского народа в военные годы – перераспределение мужских и женских ролей, горе расставаний, беспомощность, но и преодоление всех тяжб через огромное желание победить и вернуть жизнь на родной, любимой земле в мирное русло во чтобы то не стало. В исполнении педагогов и детей прозвучали былины и частушки, под сопровождение балалайки и гармошки водились хороводы.

На мероприятии словно прозвучал далёкий голос предков, призывающий любить жизнь и никогда не сдаваться!


5 апреля прошло еще одно открытое занятие в рамках Фестиваля педагогических практик "Наставничество – путь к успеху". Педагоги дополнительного образования А.В. Смирнова (программа "Экологический туризм") и А.-Н.Г. Калихевич (программа "Экологическое краеведение") провели экскурсию "На стыке времён: остров Новая Голландия" по одноимённому острову в центре Санкт-Петербурга.

Участники экскурсии узнали много нового об истории и экологии острова. Оказалось, что Новая Голландия – это не один остров, а целых два, образованных каналами, соединяющими пруд Ковш с рекой Мойкой и Крюковым каналом. На экскурсии прозвучали имена выдающихся архитекторов: И.К. Коробова, С. Чевакинского и Ж.Б. Валлен-Деламота.

Петр Первый любил сажать как леса, так и декоративные растения. Эту традицию поддерживают и в наше время. На острове есть Садовая аллея с многочисленными деревьями ирги, кленов, яблонь, травяной сад с многолетниками из злаков и пряных трав, а также липовая аллея. Все это придаёт острову особое великолепие и уют.

Важную роль остров сыграл во время Великой Отечественной войны – здесь располагался научно-исследовательский институт, занимавшийся ремонтом боевых кораблей.

Во время экскурсии учащиеся выполняли задания, за которые получали кусочки карты острова, и в итоге собрали полную карту Новой Голландии.

Педагоги провели интересное занятие, не оставившее никого равнодушным. И, несмотря на непогоду, экскурсия всем понравилась.



21 марта в ДТ "Измайловский", в рамках фестиваля педагогических практик "Наставничество – путь к успеху", прошло открытое занятие педагога дополнительного образования А.А. Мохно, наставником которой выступил руководитель хореографического ансамбля "Путь" С.М. Тетенькин. Открытое мероприятие было посвящено 80-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

Педагогом была подготовлена презентация «Дорогами мужества к Великой Победе», после просмотра которой учащиеся приняли участие в брейн-ринге, ответив на вопросы о Великой Отечественной войне. Затем были организованы эстафеты: ребята соревновались в скорости, ловкости и умении работать в команде.

В конце мероприятия все вместе собрали большой плакат, посвященный Дню Победы и символизирующий мужество советского народа.


Первое открытое занятие состоялось 17 марта. Педагог дополнительного образования отдела изобразительного и декоративно-прикладного искусства Е.П. Андросова, наставником которой выступила Н.Г. Акопян, провела мастерскую «Символы праздника 9 Мая». Участники мастерской узнали о значениях таких символов, как георгиевская лента, красная звезда, лавровый венок, знамя Победы. Используя данные символы ребята создали художественную композицию и изготовили плакаты, посвященные 80-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.




С 17 марта по 20 апреля 2025 года в ГБУ ДО ДТ «Измайловский» в рамках внедрения Целевой модели наставничества пройдет фестиваль педагогических практик «Наставничество – путь к успеху» (далее - Фестиваль).

В 2025 году Фестиваль посвящен 80-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

На фестивале будет представлен опыт проведения открытых мероприятий. Тему, содержание и форму проведения мероприятия выбирают и определяют наставник и наставляемый самостоятельно, исходя из содержания дополнительной общеразвивающей программы, направлений деятельности. Основная задача мероприятия - формирование традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Экспертная группа определит «лучшего» наставника и «лучшие» пары/группы «наставник-наставляемый».

С информационным письмом о проведении Фестиваля педагогических практик «Наставничество – путь к успеху» можно ознакомиться здесь

***

12 февраля в Доме творчества «Измайловский» в рамках реализации Программы наставничества по форме «педагог-педагог» прошло установочное совещание по подготовке и проведению Фестиваля педагогических практик «Наставничество – путь к успеху».

Участники совещания – педагоги-наставники, педагоги-наставляемые и члены экспертной группы – обсудили организационные моменты Фестиваля, посвященного 80-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов; продемонстрировали умение работать в паре и в команде; систематизировали свои знания о формах и содержании воспитательных мероприятий.

Желаем всем участникам Фестиваля педагогических практик «Наставничество – путь к успеху» творческого взаимодействия и профессионального роста!

 

***

4 декабря в Доме творчества «Измайловский» в рамках реализации Программы наставничества по форме «педагог-педагог» прошла творческая встреча «Наставничество: новые идеи и возможности».

Как опытным педагогам-наставникам, так и начинающим педагогам-наставляемым было интересно погрузиться в работу по методической теме «Формирование традиционных российских духовно-нравственных ценностей средствами дополнительного образования», учитывая особенности реализуемых педагогами образовательных программ. Участниками встречи были предложены идеи по организации итогового мероприятия программы наставничества — Фестивале педагогических практик «Наставничество — путь к успеху», посвященном 80-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Умение работать в команде, взаимодействовать с коллегами, а также навыки использования электронных информационных ресурсов участники встречи продемонстрировали во время командной работы.

Желаем наставникам и наставляемым терпения, творческого взаимодействия, профессионального роста!


7 ноября во Дворце творчества «У Вознесенского моста» была организована открытая районная дискуссионная площадка «Наставничество PRO воспитание, обучение, развитие». Для профессионального обмена мнениями и лучшими практиками по организации наставничества в педагогических коллективах и в среди обучающихся собрались представители из 6 районов Санкт-Петербурга.

На дискуссионной площадке "Наставничество PRO- воспитание и обучение" участники поделились практиками наставнического сопровождения одаренного ребенка и детей с ОВЗ, а также семейного сопровождения, практиками формирования коммуникативных навыков и профессионального самоопределения и профориентации.

На дискуссионной площадке "Наставничество PRO- развитие" шла речь об адаптации и становлении молодых специалистов, об устранении профессиональных дефицитов и сетевом наставничестве с социальными партнерами.

Педагоги Дома творчества «Измайловский» представили свой опыт наставнической деятельности. Так, О.М. Стяжкина рассказала о наставничестве как способе формирования коммуникативных навыков учащихся, Е.В. Жученко представила опыт работы из практики наставничества «Семейный квест по Измайловскому саду», а Т.А. Рейма поделилась опытом реализации наставничества в форме «педагог - педагог».

Участие в подобных мероприятиях очень важно для популяризации наставнической деятельности в дополнительном образовании детей и распространения лучших практик наставничества в педагогическом сообществе.


Фестиваль педагогических практик "Наставничество – путь к успеху" 2023–2024

Фестиваль педагогических практик "Наставничество – путь к успеху" 2022–2023