Министерство просвещения Российской Федерации



Федеральный портал "Российское образование"
   
   
Единый календарь событий 2018


Музееведение / Народный музей "А музы не молчали..."

Школа № 235 с углубленным изучением отдельных учебных предметов им. Д.Д. Шостаковича

 

Адрес: 198021, Наб. р. Пряжки, 4-6

Телефон: 572-58-87, т/ф 572-58-84

E-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Директор школы: Т.В. Стаховский

И.о. руководитель музея: В.В. Крылова

Сайт музея:  mbmus.ru

Народный музей «А музы не молчали...» посвящен культуре и искусству Ленинграда в период Великой Отечественной войны. Созданный учителями и учениками школы, музей был открыт 16 марта 1968 года. Он известен всему миру своим собранием исторических документов по теме «Искусство и война» (более 20 тысяч подлинников). Музей уникален: ни один из музеев Санкт-Петербурга так полно и подробно не рассказывает о духовной жизни осажденного города, о его огромном творческом потенциале, о людях искусства, о трагических судьбах ленинградцев. Экспозиция музея рассказывает о героическом труде деятелей литературы и искусства блокадного Ленинграда. Отдельные разделы экспозиции посвящены симфоническому оркестру Ленинградского радио, первым исполнителям в блокадном городе Седьмой («Ленинградской») симфонии Д.Д.Шостаковича, работе композиторов, музыкантов и музыковедов, коллективам Театра музыкальной комедии, Театра юных зрителей, Театра Краснознаменного Балтийского флота и другим ленинградским театрам, фронтовым артистическим бригадам и многому, многому другому...

В музее есть реликвии, экспонировать которые счел бы за честь любой музей мира, например, партитура первого издания Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича, исполненной в осажденном Ленинграде, с автографом самого композитора, по которой дирижировал К.И. Элиасберг. Здесь есть блокадные дневники актеров, письма детей отцам на фронт, авторский экземпляр веселой оперетты, написанной в осажденном городе, бережно хранится земля, привезенная школьниками с Невской Дубровки, где земли и металла — поровну.

В музее хранятся реликвии другого плана — например, поясной ремень одного из руководителей Ленинградского радиокомитета В.Ходоренко. Надпись на этикетке: «По насечкам, оставленным на ремне, можно проследить, как все туже затягивался ремень...». Среди бесценных экспонатов — дирижерская палочка К.И. Элиасберга, которой он дирижировал во время исполнения Седьмой симфонии в блокадном Ленинграде, музыкальные инструменты, звучавшие 9 августа 1942 года.

Музей по праву может считаться центром героико-патриотического и нравственного воспитания школьников. Здесь проходят интересные выставки, встречи, празднование юбилейных и памятных дат. В сентябре 1994 года работниками школы была организована выставка из фондов музея, которая называлась «Это было в Ленинграде, это было в блокаду...» На учебном корабле «Смольный», во время его дружественного визита в Антверпен на празднование 50-летия освобождения Ленинграда от вражеских захватчиков, эта выставка была представлена жителям Бельгии. Около 1500 жителей Антверпена и его гостей прошли через штурманский класс корабля, где и была развернута временная экспозиция. Тихо звучала музыка Шостаковича, висели афиши блокадных филармонических концертов и театральных постановок, артистические костюмы, ноты, пробитые осколками снарядов. А рядом — медаль «За оборону Ленинграда», дирижерский фрак К.И. Элиасберга, фотография Д.Д. Шостаковича, стоящего на крыше здания Консерватории с противопожарным шлангом в руке. И здесь же ноты «Седьмой» со знаменитым знаком «ВТ» — воздушная тревога. Выставка произвела огромное впечатление на посетителей. Люди подолгу молча стояли у отдельных экспонатов, а около книги отзывов образовывалась очередь.

В год 300-летия Санкт-Петербурга экспонаты музея были представлены на выставке «Блокада: Ленинград, образ, предметы и звуки трагедии» в Италии, в г. Милане. Выставка была посвящена первому исполнению «Ленинградской» симфонии в блокадном Ленинграде.

Школьный музейный актив очень разнороден. Это и школьники-экскурсоводы, и те, кто работает с фондами, и собиратели-поисковики. О последних нужно сказать особо. Ребята посещают ветеранов, записывают их рассказы, а после встречи, расшифровывая магнитные пленки, изучают услышанное, читают книги, пишут исследовательские работы, некоторые из которых становятся значительными краеведческими исследованиями и представляются на городские краеведческие чтения школьников, на литературные и исторические олимпиады. По этим исследованиям ежегодно готовятся и проводятся вечера-монографии, в которых участвуют сами ветераны — герои вечера, их близкие друзья, учителя и учащиеся школы, гости. Такие вечера, как правило, театрализованы, потому, что они о людях искусства. Почти всегда сценарий пишется по документальным архивным материалам. Эти вечера — всегда творчество и школьный праздник, который сближает людей разных поколений. Иногда после такого вечера готовится передача, которая звучит потом по городскому радио. Так было, когда готовился вечер, посвященный Нине Николаевне Паперной, хранителям Павловского дворца-музея и другим.

Музей носит высокое звание «Народный музей». Идея создания музея о творческой жизни блокадного Ленинграда принадлежала учителю школы Евгению Алексеевичу Линду и была поддержана педагогическим коллективом, учениками школы, деятелями культуры и искусства Ленинграда, пережившими блокаду. В основу коллекции музея легли переданные участниками этих событий вещи и документы.